Пятница, 18.10.2019, 06:52
Включить версию для СЛАБОВИДЯЩИХ
Приветствую Вас Гость | RSS

МОУ СОШ №4 с. Северного Ставропольского края

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Где дети должны учиться основам культуры поведения?

Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Памятка
08.04.2015, 18:17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №4»

ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНИВАНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

(на основе методического пособия Маренковой О.Ю. и опыта работ учителей России в области научно-исследовательской деятельности школьников)

Научно-исследовательская деятельность обучающихся—деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предпола­гающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный ком­ментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гу­манитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемле­мой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Главная цель научно-исследовательской работы школьников — поэтапное осуществление по­знавательного процесса путём непосредственного участия в нём ученика. Все этапы этой работы должны осуществляться школьником самостоятельно.

Особенным является то, что школьное исследование не ставит перед собой целью устано­вить какие-либо новые научные истины и факты, главным в ученических работах является решение учащимися творческой задачи с неизвестным заранее решением.

Прежде всего, научно-исследовательская работа предполагает работу с источником. Еди­ной методики работы с источником не существует. Метод — это путь исследования. Путей мо­жет быть множество. Методология в каждом случае не будет чем-то абстрактным. Приведём примеры методов исследования и их характеристику.

Изучение литературы и других источников информации по теме. Это сбор информации по теме исследования из книг и электронных источников, в т.ч. сайтов сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, выдели основные понятия, важные для твоего исследования, и найди их определения. Не забывай, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте работы не забывай делать ссылки на источники информации – книги и сайты.

Наблюдение. Это целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступить к наблюдению, составь план. Ответь на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно ты будешь наблюдать. Результаты наблюдений записывай. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Опрос. Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

Анкетирование. Это метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, необходимо четко сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и определить, кому их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

Эксперимент. Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить: учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены.

Анализ текста. Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Таким образом, методика должна быть исследовательской, основанной на поиске уче­ника.

Ученическая работа должна обязательно включать следующие элементы:

1. Титульный лист. (Первый лист.)

2. Содержание, оглавление или план. (Второй лист.)

3. Введение. (Третий лист или несколько листов.) При этом перечисленные листы не нуме­руются.

4. Главы работы.

5. Заключение.

6. Список источников и литературы.

7. Приложения.

8. Ссылки.

Остановимся подробнее на элементах оформления.

Титульный лист должен содержать сведения об учебном заведении (ведомственная принадлеж­ность, название), ФИО учащегося — автора работы, ФИО научного руководителя, тему работы, год написания.

Содержание, оглавление, план содержит главы, параграфы, приложения. Словом, план должен давать чёткое представление о структуре работы.

Введение обычно это 1-3 страницы, дающие информацию о выборе темы, её обосновании, о предпосылках к написанию работы.

Главы могут делиться на отдельные части (параграфы). Главы имеют нумерацию. Каж­дая глава начинается с нового листа. В главах размещается основное содержание работы.

Заключение обычно 1-2 страницы. Обычно в заключении содержатся обобщения по рабо­те, выводы автора.

Список источников и литературы содержит информацию обо всех цитируемых текстах и источниках. Список должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа, приняты­ми в нашей стране.

Нумерация должна быть сплошной, список литературы расположен строго по алфавиту. Помимо автора и названия, необходимо указывать название издательства, год издания, номера страниц, если использована статья.

Часто в работах школьники используют Интернет-- ресурсы. Это вполне допустимо, но автору необходимо помнить, что ссылка должна быть на сайт в интернете с указанием автора ма­териала и его названия.

Приложения к работе содержат схемы, фотографии, таблицы, иллюстрации.

Ссылки или сноски обязательно должны быть при цитировании или упоминании книг или статей других авторов. Существует несколько видов сносок, учитель может выбрать любую.

Большую роль в научно-исследовательской работе играет этап, связанный с выступлениями на научных конференциях.

Предлагаем несколько практических рекомендаций, которые следует учитывать при подго­товке публичных выступлений школьников.

1. Внешний вид. Особого внимания заслуживает внешний вид докладчика. Он должен соответствовать научной обстановке конференции. Опрятность и аккуратность всегда говорят в пользу докладчика. Не стоит одевать слишком яркую одежду множество украшений. Если школьник будет осознавать, что он хорошо одет, это придаст ему уверенности в себе.

2. Речь. Речь докладчика должна быть чёткой и внятной. Следует избегать слишком умных слов, которые не всегда понятны школьникам (как слушающим, так и выступающим). Важно не только, что говорит докладчик, но и как он говорит. В речи следует избегать монотонно­сти, «проглатывания» окончаний слов, употребления слов-паразитов и др..

3. Подготовка к выступлению. Речь выступления необходимо заранее подготовить. Если докладчик будет точно знать, о чём говорить, он будет чувствовать себя более уверенно.

Учитель-руководитель должен объяснить ученику, что доклад должен быть чётко проду­ман и всегда состоит из нескольких частей:

Вступление. Начало доклада имеет большое значение и его стоит особенно продумать. Оно должно быть кратким. Вступление сообщает аудитории задачу доклада: («Моё выступление будет посвящено...», «Мой доклад раскрывает проблему...», «вопросы, связанные с..., имеют ак­туальное значение...»).

Проблема. После вступления необходимо перейти к проблеме, которой посвящен доклад. Ее необходимо изложить кратко и понятно.

Основная мысль. После изложения проблемы следует перейти к способам и путям ее ре­шения. Здесь можно показать пути исследования, трудности этого пути, результаты проделанной работы.

Завершение. Доклад должен иметь логическое завершение. Лучше всего в заключении ре­зюмировать выступление, показать проблему, ее решения, выводы, к которым пришел докладчик. Помните, что выступающий должен быть уверен в себе. Уверенность и хорошая подготов­ка – залог успеха. Предложенные части выступления условны и могут меняться.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состо­ятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уро­вень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над фор­мированием соответствующей компетентности обучающегося.

Можно оценивать:

1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

2. степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведен­ной роли;

3. практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;

5. степень осмысления использованной информации;

6. уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или иссле­дования;

9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, пись­менного отчета, обеспечения объектами наглядности;

10. владение рефлексией;

11. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. социальное и прикладное значение полученных результатов.

спасибо ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Категория: Мои файлы | Добавил: Yuliya
Просмотров: 211 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Block title
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz